Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

В мифологии римлян являются еще несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Они все второстепенные боги и интересны только по сохранившимся изображениям. Флора считалась боги­ней цветов; ее живописное изображение сохранилось на стене одного из домов в Геркулануме, и многие античные статуи известны под именем статуй Флоры, но подлинность их не может быть удостоверена, так как они все подверглись сильной реставрации. Между ними более известны Флора с венком на голове и букетом в руках (рис. 88) и колоссальная статуя Флоры в Капитолии, в Риме (рис. 89). Новейшие художники очень часто изображали эту богиню, чаще же всех Рубенс, а французский художник Пуссен написал «Триумф Флоры». Эта картина считается одним из лучших его произведений и находится теперь в Лувре. В честь Флоры были учреждены особенные праздники, называемые флореалиями. Их праздновали с 28 апреля по 3 мая; в эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью и разгулу, и женщины одевались в разноцветные платья, что было запрещено в другое время.


Рис.90.  Сильван. С античного барельефа.

Рис.90. Сильван. С античного барельефа.


Сильван считался лесным богом, но вместе с тем он был и богом полей. Деревья лесов и лугов, вся расти­тельность пашен и садов находились под его по­кровительством. В честь его отмечали осенью праздник жатвы, ему приносили в жертву молоко, древесные плоды, виноград и колосья. Плотники, столяры и вообще все ремесленники, выделывавшие деревянные изде­лия, почитали его и признавали его своим покровите­лем. Ему строили храмы в лесах, и ремесленники устраивали несколько раз в году торжественные про­цессии, завершавшиеся жертвоприношениями на его алтарях. Его изображали всегда с серпом в одной руке и с веткой в другой (рис. 90).


Вертумн был богом овощей и фруктов; он назывался также богом превращений, как бы намекая этим на превращения, которым подвергаются плоды до их созревания. Изображали его в виде статного и сильного мужчины с бородой и венком из листьев на голове, а в руках он держит рог изобилия, наполненный плодами (рис. 91). На Авентинском холме находился его жертвенник, на котором ему приносились жертвы, когда начинали созревать плоды. Благодаря своим превращениям он победил сердце богини фруктовых садов — Помоны, и она стала его супругой. Почти не сохранилось древних изображений этой богини. Но скульпторы XVIII века воспроизводили очень часто в своих группах Помону и Вертумна.


Рис.91.  Вертумн. С античной статуи.

Рис.91. Вертумн. С античной статуи.




1 2 3 4