Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Так как эти праздники главным образом относились к появлению Персефоны на земле и к схождению ее в ад, то и праздники разделялись на Великие и. Малые элевсины. Малые элевсины справлялись в месяце анфестерионе (февраль—март) в Афинах, в пред­местье Агры, в знаменитом храме Деметры, построен­ном на берегу реки Иллис; этот праздник состоял из большей частью неизвестных нам обрядов. Великие элевсины праздновались осенью, в месяце боэдромионе (сентябрь — октябрь), после жатвы, и продолжались девять дней и девять ночей.


Рис.85.  Церера. С античной камеи.

Рис.85. Церера. С античной камеи.


Первый день посвящался в Афинах разным при­готовлениям к празднику, приносились жертвы, устраи­вались жертвенные пиршества, совершали омовение, очищение и постились. Другие дни, а также ночи посвящались торжественным процессиям к морю, шумным шествиям и атлетическим играм, причем победителю давали в виде награды меру ржи, собранной с поля, посвященного богине земледелия.


Рис.86.  Похищение Прозерпины. Группа Жирардона. Версальский парк.

Рис.86. Похищение Прозерпины. Группа Жирардона. Версальский парк.


Шестой день был самый торжественный: устраива­лось шествие по священной дороге из Афин в Элевсин, причем несли статую Иакха, считавшегося братом и женихом Персефоны. В этом шествии принимали участие, кроме жрецов и властей, все посвященные и посвящаемые, в миртовых венках, с полевыми орудиями и факелами в руках. Шествие это, выходя из Афин утром, достигало Элевсина, находящегося в четы­рех часах пути, только вечером; так как оно по дороге очень часто останавливалось, участвовавшие предава­лись разным увеселениям и шуткам, а молодые девушки исполняли священные танцы в честь Деметры.


Рис.87.  Триптолем между Церерой и Прозерпиной. С античной живописи на вазах.

Рис.87. Триптолем между Церерой и Прозерпиной. С античной живописи на вазах.


По прибытии в Элевсин и во все последующие ночи в долине на берегу Элевсинского залива, а главным образом в великолепном здании, выстроенном Периклом, жрецами и посвященными разыгрывалась священная драма, род мистерии, изображавшая в мимических и символических сценах похищение Персефоны, отчая­ние и горе Деметры и ее поиски дочери. Деметра называлась тогда матерью печали, и звуки медных инструментов подражали ее стонам и крикам.


Все участвовавшие в мистерии, подражая скитаниям боги­ни, бродили во тьме; вокруг них раздавались неопреде­ленные звуки, слышались таинственные голоса, вселяв­шие в них мистический ужас. Но лишь только находили Персефону — сцены веселья и радости, яркий свет, пение хоров и танцы сменяли мрак и ужас. Эти внезапные переходы от мрака к свету, от горя к радости изображали для посвященных переход от ужасов мрачного тартара к радостному блаженству Елисейских Полей и являлись таким образом как бы символом бессмертия души и награды, обещанной праведникам. Бессмертие души изображалось превращением хлебно­го зерна, которое, брошенное в землю и как бы предназначенное к гниению, возрождается к новой жизни в виде колоса.


Рис.88.  Флора. С живописи в Помпее.

Рис.88. Флора. С живописи в Помпее.


Время, проведенное Деметрой в поисках дочери, является для человечества благодатным временем: она щедро одарила всех оказавших ей гостеприимство во дни ее печальных скитаний. Одним она даровала злаки, другим — винные ягоды, третьих научила собирать жат­вы, четвертых — печь хлеба. Но щедрее всего награ­дила Элевсин, куда она однажды пришла измучен­ная и голодная и была радушно принята Келеем. Войдя к нему в дом, она застала жену его Метаниру всю в слезах у колыбели больного ребенка, которого звали Триптолемом. Деметра берет ребенка и целует его — жизнь и здоровье тотчас же возвращаются к нему. Богиня проводит у Келея некоторое время, она полюбила ребенка и хочет его сделать бессмертным; для этого она кладет его в огонь, чтобы очистить его от всех грехов человечества, но мать в ужасе вырывает ребенка из ее рук. Деметра тогда объясняет ей, что она своим вмешательством лишила сына бессмертия, но так как богиня держала его на руках, то он удостоится божественных почестей, и он будет первым землепаш­цем и первый соберет плоды своих трудов. Она посылает Триптолема на колеснице, запряженной драконами, разъезжать по всей земле и учить людей земледелию. Всюду встречают его радостно, и везде он — желанный гость. В Элевсинских таинствах Трип­толем, вернувшийся к жизни от поцелуя богини, олицетворяет труд землепашца, побеждающего бесплодие земли с божественной помощью Деметры. Ему воздвигли храм в Афинах, рядом с храмом Деметры. Миф о Триптолеме часто воспроизводится на памятни­ках искусства древних веков (рис. 87).


Рис.89.  Флора. Рим, Капитолийский музей.

Рис.89. Флора. Рим, Капитолийский музей.




1 2 3 4