Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превратила его в сову. Тогда боги решили на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Плутона, под землей. Две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом, затем наступает последняя треть года — зима: все растительное царство замерло, заснуло, Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит и обла­чается в траурные одежды, и вместе с ней вся земля.


Рис.82.  Церера. С античной монеты.

Рис.82. Церера. С античной монеты.


Персефона считалась царицей ада; пребывая там, она властвует над тенями умерших и над фуриями, но как только должна наступить весна, Меркурий, крыла­тый посланник богов, сходит в ад и приводит ее на землю. На саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царст­ве теней являлось как бы намеком на будущую жизнь. Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Прозерпины», которая пользовалась большой славой в древние века. Новейшие художники очень часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенс и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале (рис. 86).


Рис.83.  Прозерпина. С античной монеты.

Рис.83. Прозерпина. С античной монеты.


Милостивая и добрая к тем, кто воздает ей почести и исполняет ее повеления, Деметра безжалостна к не-верующим, и вот какая ужасная кара постигла того, кто нарушил ее божественные права. Ей была посвящена прекрасная тенистая роща. Эрисихтон, сын Триопа фессалийского, вторгается в эту рощу со своими рабами, которым приказывает рубить лучшие деревья. Деметра под видом жрицы появляется перед Эрисихтоном и напоминает ему, что это — священная роща богини жатвы, но тот не слушает ее и даже угрожает ей топором, если она не уйдет, и говорит, что из этих деревьев он выстроит себе прекрасный дворец и будет в нем задавать роскошные пиры. Тогда разгневанная богиня изгоняет всех из ее рощи, а Эрисихтона приговаривает к следующему наказанию: его будет вечно мучить неутолимый голод,— чем больше он будет есть, тем больше ему захочется есть, и голод не переста­нет терзать его внутренностей. Он проводит целые дни , за столом, рабы его подают ему дни и ночи всевозмож­ные кушанья, но голод ничем не утоляется. Уже истрачены все его запасы, истощены все его средства, он — нищий, который должен выпрашивать подаяния у проходящих. Но у него есть дочь Местра, он продает ее в рабство. Нептун, тронутый мольбами молодой девушки, дарует ей способность превращаться в какое угодно животное. Она превращается в лошадь и убегает от своего хозяина; затем по очереди превращается в собаку, овцу, птицу и возвращается постоянно к отцу для новой продажи. Но вскоре и этих денег не хватает, голод его все растет и растет, наконец он пожирает самого себя.


Рис.84.  Церера. С элевсинской монеты.

Рис.84. Церера. С элевсинской монеты.


Знаменитые элевсинские таинства праздновались в честь Деметры в Элевсине. Сперва одни только элевсинцы принимали в них участие, но мало-помалу культ Деметры распространился по всей Греции, тогда и афиняне стали также их праздновать. Вначале это были скромные полевые праздники, где приносились жертвы и воздавалась благодарность милостивой боги­не, даровавшей обильную жатву, и где молили Деметру о даровании вновь весны, т. е. возрождения всего растительного царства. Но когда в судьбе Персефоны стали видеть как бы олицетворение будущей бес смертной жизни и связанное с этой идеей пред­ставление о награждении добрых и наказании злых, то празднества эти приняли характер таинств, в которые посвящались желающие после известных испытаний. Высший жрец, гиерофант, руководил всеми церемония­ми и совершал посвящения.




1 2 3 4