Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Церера (Деметра)

Церера, или Деметра, сестра и супруга Юпитеpa, олицетворяла собой земное плодородие; она своей властью заставляла землю производить плоды и считалась главным образом покровительницей хлебных злаков; от Юпитера у нее была дочь Персефона (Прозерпина), олицетворявшая растительное царство. Деметра была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках, главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Она научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровитель­ ствовала законным бракам и другим законным учрежде­ниям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.


Многие знаменитые скульпторы, в том числе Пракситель, воспроизводили Деметру, но очень немногие статуй сохранились до наших дней, да и то в разрушен­ном или реставрированном виде. Тип этой богини более известен по живописным изображениям, сохранившим­ся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у нее корзина, наполненная колосьями, а в правой — факел, который она зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь (рис. 79). Некоторые статуи, носящие, хотя, быть может, и ошибочно, имя этой богини, пользуются большой известностью; самая замечательная из них воспроизве­дена на рисунке 80.


Рис.79.  Церера. С живописи из Геркуланума.

Рис.79. Церера. С живописи из Геркуланума.


По типу, который выработало древнее искусство, Деметра представляется в виде величественной матро­ны с кроткими мягкими чертами, в длинных свободных одеждах (рис. 81), на голове у нее венок из колосьев, а в руках мак и колосья. Корзина с плодами и свинья — вот ее атрибуты. Иногда бывает трудно отличить статуи и изображения Деметры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. Если до наших дней почти не сохранилось подлинных статуй этих богинь, зато существует много монет с их изо­бражениями (рис. 82 и 83). Овидий рассказывает, что Деметра излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор она часто изо­бражается с головкой мака в руке. На одной из элевсинских монет Деметра изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья — эмблема плодовитости (рис. 84).


Рис.80.  Колоссальная Церера. С античной статуи.

Рис.80. Колоссальная Церера. С античной статуи.


У греков, точно так же как у рим­лян, культ Деметры-Цереры был очень распространен; ей повсюду воз­давали большие почести и приносили, обильные жертвы. По словам Овидия, это происходило потому, что «Деметра первая вспахала землю плугом, ей обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Она первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Она заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему ее жрецы щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».


Рис.81.  Церера. С античной статуи.

Рис.81. Церера. С античной статуи.


Деметра страстно любила свою дочь, и похищение Персефоны повергло ее в страшное горе и отчаяние. Гомер в гимне, посвященном богине жатвы, рассказыва­ет о похищении Персефоны следующее: Юпитер обещал Плутону в супруги свою дочь Персефону, и вот в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирает по полям и лугам душистые цветы, земля разверзается, и появляется на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлека­ет Персефону в свой дворец. Никто не видал этого похищения, и только чуткое ухо материт услыхало ее крики о помощи. Она спешит к ней, но не находит ее. Полная отчаяния, отправляется она на поиски своей дочери, с восхода солнца и до заката ищет она ее — все напрасно; наступает ночь, она зажигает факел на горе Этне, продолжая и ночью искать свою дочь (рис. 85). Девять дней и ночей проводит она в этих поисках, забывая о пище и питье: она обходит весь шар земной — нигде нет и следа ее дочери. Тогда Деметра обращается к Гелиосу (солнцу) и просит его, всевидя­щего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Плутон с разрешения властелина богов. Богиня объявляет тогда Юпитеру, что до тех пор, пока ей не будет возвращена ее дочь, она не будет заботиться о плодородии земли, и действительно на земле наступает голод, что грозит гибелью всему человечеству. Юпитер не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону ее матери. Но Плутон уговорил ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака, а поэтому она не может уже покинуть навсегда Плутона, так как брак считается заклю­ченным. Асалаф, сын реки Ахеронта, видел, как Персефона ела гранат, и рассказал об этом Юпитеру.




1 2 3 4