Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4 5

Прекрасная статуя, находящаяся в Лувре, изображает Ясона в тот момент, когда он привязывает сандалию, главную виновницу похода аргонавтов (рис. 74). Услыхав об этой экспедиции, многие герои захотели принять в ней участие; между ними были: Тесей, Геркулес, Кастор и Поллукс, Орфей, Мелеагр, Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, и многие другие. Всех участников было пятьдесят человек, по числу весел на корабле «Арго»; кормчим на нем был Тифий, а предводителем — Ясон. Рассказ о постройке корабля под надзором Минервы и все путешествие аргонавтов указывают на начало парусного судоходства. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает Минерву, показывающую рабочему, как нужно прикреплять парус к мачте (рис. 75). Поэт же Сенека указывает на кормчего Тифия как на первого мореплавателя, употребившего в плавании паруса: «Тифий дерзнул первым развернуть паруса над необозримой поверхностью моря, он осмелился дать новые законы ветрам, он победил море и прибавил ко всем опасностям нашей жизни еще опасности этой страшной стихии». Замечательно то, что Сенека как бы предвидел открытие Америки,— он говорит дальше: «Придет время в последующие века, когда океан расширит земной шар на всем своем протяжении, а новый Тифий откроет нам Новый Свет, и Фула (так называли древнюю Исландию) перестанет быть д ля нас концом вселенной». На корабле «Арго» были также и весла, как мы это видим на старинных изображениях корабля; он был построен из пелионских сосен, а мачта была вырублена в священной дубовой роще Додоны и поэтому обладала даром предсказания. Вновь построенный корабль, несмотря на соединенные силы всех аргонавтов, не спускался в море, И только Орфей звуками своей лиры заставил его добровольно спуститься в море.


Первым местом остановки «Арго» был остров Лемнос, все женщины которого, возмущенные постоянной неверностью своих мужей, беспощадно умертвили их всех до единого. Венера, возмущенная таким преступлением, внушила им страстное желание вновь выйти замуж, но, окруженные со всех сторон водой и, не имея кораблей, чтобы покинуть их пустынный остров, они могли только проливать горькие слезы и томиться. Приезжие были приняты ими с распростертыми объятиями, и обитательницы Лемноса охотно бы удержали их навсегда, но предусмотрительный Ясон, поняв опасность, собрал всех своих спутников на палубу корабля, как бы желая им передать важные сведения, перерубил канат, которым был укреплен корабль, и пустился в дальнейший путь.


Рис.76.  Ясон любуется золотым руном. С античной камеи.

Рис.76. Ясон любуется золотым руном. С античной камеи.


В то время как они проезжали мимо Самофракии, страшная буря выбросила их корабль на берег Херсонеса, где находилась высокая гора, обитаемая шестирукими великанами долионами. Эти великаны приняли героев далеко не так дружелюбно, как прекрасные женщины Лемноса, и ожесточенный бой возгорелся очень быстро между ними и аргонавтами. Но Геркулес пустил в ход свои стрелы и уничтожил всех великанов. В Мисии Геркулес покинул своих спутников: он отправился отыскивать своего любимца Гиласа, которого нимфы увлекли на дно источника.


Рис.77.  Медея и дочери Пелея. С живописи на античной вазе.

Рис.77. Медея и дочери Пелея. С живописи на античной вазе.


Герои прибыли затем в Вифинию, страну бебриков, где царствовал жестокий и тщеславный царь Амик, заставлявший всех чужестранцев выходить с ним на поединок, и уже немало людей отправил он таким образом в царство теней. Лишь только он заметил приближающийся корабль, он вышел на берег и стал дерзко вызывать самого сильного и ловкого из аргонавтов помериться с ним силами. Поллукс, оскорбленный более других этим дерзким вызовом, принимает его и после довольно продолжительного боя побеждает и убивает царя. Поллукс считался с тех пор покровителем кулачных бойцов и атлетов.


Рис.78.  Медея. По Рафаэлю.

Рис.78. Медея. По Рафаэлю.




1 2 3 4 5