Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Нимфы

Нимфы олицетворяли собой источники; это были дочери лесов, рек и гор. Они не были бессмертны подобно богам, но жизнь их была продолжительна. Любя прохладу и таинственную тень лесов, они жили в гротах и покоились на влажном мхе. Многочисленные статуи изображают нимф обыкновенно полуодетыми, но художники Возрождения воспроизводили их совершенно обнаженными,— например, прекрасная «Нимфа Сены» Жана Гужона (рис. 69) и статуя Нимфы Бенвенуто Челлини, находящаяся в Лувре.


Нимфы носили различные названия, смотря по их месту пребывания: водяные нимфы назывались наяда­ми, горные — орестиадами, лесные — дриадами. Нимфа же, обитательница дерева, жизнь которой была тесно связана с жизнью дерева, называлась гамадриадой (рис. 70). Все эти нимфы живут свободно и самостоятельно, охотятся за дичью в свите Дианы, пляшут в хороводах при лунном свете и оказывают людям всевозможную помощь. Так как вода способствует плодородию и счита­ется кормилицей той страны, где она протекает, то и нимфы считались кормилицами и благодетельница­ми,— вот почему они являются кормилицами Юпитера и Диониса.


Рис.69.  Нимфа Сены. С картины Жана Гужона. Париж, Лувр.

Рис.69. Нимфа Сены. С картины Жана Гужона. Париж, Лувр.


По мнению древних, вода обладала силой исцеляю­щей и вдохновляющей,— поэтому и нимфам при­писывали дар пророчества. Они считались матерями певцов и предсказателей; в некоторых местностях их принимали за богинь поэзии, потому что они вос­питывали Аполлона. Отличительный признак (атрибут) наяд — раковина. Их часто преследуют реки, желаю­щие вступить с ними в брачный союз, но нимфы нередко отказываются от этой чести. Так, например, в мифе о наяде Аретусе рассказывается следующее: Алфей, самая большая река Пелопоннеса, пленившись красотой Аретусы, часто ку­павшейся в его водах, решил­ся вступить с ней в брак. Нимфа обратилась в бегство, ища защиты у Дианы, с которой она всегда охотилась. Богиня, тронутая ее мольба­ми, переносит ее в другую страну, а именно на остров Ортигию, близ Сиракузской гавани. Но Алфей не падает духом от такой неудачи, он ныряет в море, не смешивая своих вод с морской водой, появляется на острове Ортигии, и брак их совершается с особого разрешения Нептуна. Поводом к этом мифу, вероятно, послужило то, что река Алфей на своем протяжении часто скрывается под землёй.


Рис.70.  Гамадриада. Со статуи Куазевокса.

Рис.70. Гамадриада. Со статуи Куазевокса.


Существует также поэтическое сказание об одной орестиаде по имени Эхо и о красавце Нарциссе. Юнона рассердилась на нимфу Эхо за ее болтливость, а глав­ное, за ее страсть все передавать и пересказывать, чем она не раз досаждала богам. Царица неба решила ее строго наказать и приговорила Эхо вечно только повторять последнее слово или последний слог, который коснется ее слуха. Бедная нимфа, лишенная воз­можности первой заговаривать, проводила все свое время на охоте. Она встретила однажды в тенистом лесу замечательно красивого юношу, сына реки Кефисса. Эхо тотчас же в него влюбляется, но не может первая с ним заговорить, а застенчивый и равнодушный к женщинам Нарцисс отвергает ее любовь. Опечаленная таким пренебрежением, она скрывается навсегда в лесу, предаваясь там отчаянию до тех пор, пока тело ее не окаменело и не превратилось в скалу; один только голос ее остался, он часто слышится и теперь.


Рис.71.  Нарцисс. С античной живописи.

Рис.71. Нарцисс. С античной живописи.


Нарциссу же было предсказано при рождении, что он будет жить до тех пор, пока не увидит самого себя. Но это предсказание показалось таким неправдоподобным, что все перестали о нем и думать, а Нарцисс вырос и стал прекрасным юношей, хотя застенчивым и нелюдимым; он больше всего любил охоту и почти все свое время проводил в лесах. Однажды, утомленный после целого дня охоты, он прилег отдохнуть на берегу небольшого озера, воды которого, спокойные и не­обыкновенно прозрачные, ясно отражали все окружаю­щие предметы. Случайно наклонившись над озером, Нарцисс видит в прозрачной воде чей-то прекрасный образ, он не понимает, что видит самого себя, а вообра­жает, что это образ какой-то красавицы, он любуется им, протягивает к нему руки, хочет схватить его, но схватывает только воду. Лук и стрелы заброшены, он не вспоминает больше о пище, он только проводит целые дни и ночи на берегу озера, умоляя красавицу выйти из воды,— все напрасно, предмет его воображения не появляется. Отчаяние овладевает им, он умирает на берегу озера, громко произнося: «Прощай», но только голос бедной нимфы Эхо повторяет за ним: «Прощай». Когда же лесные нимфы стали искать его тело, чтобы похоронить, они не нашли его, а на том месте, где лежал Нарцисс, увидали они прекрасный цветок с белыми, почти восковыми лепестками: то был Нарцисс — цветок смерти, Иногда Нарцисс появляется на поверхности воды, но уже только под видом цветка, чашечка которого всегда наклоняется к воде, как бы продолжая любоваться своим отражением.




1 2