Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Но между смертными был один добрый и справедливый человек — Девкалион; боги решили пощадить его вместе с его женой Пиррой. Лодка, в которой они плавали, остановилась, когда прекратился потоп, на вершине горы Парнас. Увидя, что земля превратилась в безлюдную пустыню, Девкалион сильно опечалился и решил умолить богов. Он прежде всего обратился к оракулу в храме Фемиды (Правосудия) в Дельфах; он и Пирра едва могли пробраться в него, так как храм был весь занесен илом и тиной. Оракул ответил на его вопрос, как упросить богов, чтобы они вновь заселили землю, следующими словами: «Покройте ваши головы и лица, развяжите ваши одежды, оставьте храм и, идя по дороге, бросайте позади себя кости вашей прародительницы». Услыхав такое изречение, Пирра стала умолять богов простить ей, если она не исполнит этого приказания; она не могла решиться так поступить с останками прародительницы. Но Девкалион объяснил ей, что их общая прародительница — это Земля и что под костями Земли оракул, вероятно, подразумевал камни. Тогда они принялись исполнять приказание оракула. Камни, бросаемые Девкалионом, превращались в мужчин, а камни Пирры — в женщин, и таким образом Земля была вновь населена.

Наступившие затем великие перевороты в природе греки объясняют борьбой Юпитера с великанами. Рея (Земля), желая отомстить за титанов, ее первых детей, вступила в союз с Тартаром и произвела на свет ужасное чудовище Тифона, олицетворяющее землетрясение и вулканы. «Руки и ноги этого страшного пеликана находятся в вечном движении, над его плечами возвышаются сто голов страшного дракона, и из каждой высовывается длинный черный язык. Глаза мечут искры, все пасти его страшных голов открыты и испускают тысячи необъяснимых звуков, которых боги не могут выносить; в этих звуках слышится мычание дикого быка, рычание свирепого льва, иногда же они подобны лаю собак» (Гесиод). Это страшилище обитало в пещере, которую оно наполняло отравленными испарениями. В борьбе с богами Тифон бросал в небо целые воспламененные скалы и извергал потоки огня; когда же он попробовал взобраться на Олимп, то многие из богов, желая спастись от него, превратились в животных и бежали в Египет. Этим сказанием греки хотят объяснить, почему искусство в Египте изображало богов в образе зверей.


Рис.11. Мифы Греции. Гигант. С античной камеи.

Рис.11. Мифы Греции. Гигант. С античной камеи.


Наконец громовержец Юпитер молниями испепелил все головы чудовища и победил остальных великанов. Встречающиеся на памятниках искусства изображения этих великанов, оконечностям которых придавали форму змей, как бы намекают на исчезнувших громадных гадов, окаменелые отпечатки которых находят в наши дни при раскопках (рис. 11). Прекрасная по работе камея в Неаполитанском музее изображает победоносного Юпитера, давящего своей колесницей великанов, которых он поразил молниеносными стрелами (рис. 12). Фидий изобразил победу Юпитера на щите своей золотой Минервы. Эта же тема послужила сюжетом для многих замечательных картин новейших времен. Близ Мантуи, в замке Тэ, Джулио Романо написал плафон, где, с одной стороны, видны раздавленные великаны, с другой — Плутон, помогавший и борьбе Юпитеру, возвращается в ад. Наверху виден свод небесный, откуда Юпитер кидал свои молнии на врагов; Юнона стоит подле него, а остальные боги убегают. Плафон Паоло Веронезе, находящийся в Лувре и известный под названием «Юпитер поражает пороки молнией», изображает, надо полагать, именно победу бога над великанами. Рубенс, к таланту которого пот сюжет вполне подходил, написал огромную картину, находящуюся в Мадридском музее.


Рис.12. Мифы Греции. Юпитер поражает гигантов молниеносными стрелами. С античной камеи.

Рис.12. Мифы Греции. Юпитер поражает гигантов молниеносными стрелами. С античной камеи.




1 2 3 4