Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Этот миф оставил мало памятников в древнем искусстве, но художники новых веков часто избирали его темой для своих произведений. Рубенс в картине «Сатурн, пожирающий своих детей», дав волю своему богатому воображению, показывает нам этого бога обладающим аппетитом, который мог бы сделать честь любому хищному зверю. Гойя изобразил этот миф еще с большей силой и жестокостью. Английский скульптор Флаксмен в своем эскизе передал очень верно этот же сюжет, хотя, конечно, в совершенно ином стиле, нежели он изображен на античных камеях (рис. 6). Рея, огорченная исчезновением детей своих, прибегла к хитрости, чтобы обмануть прожорливость Кроноса. Когда родился Юпитер, она его спрятала и поднесла спеленатый камень его отцу, который и не заметил обмана. На одном из античных барельефов Капитолийского музея изображен этот миф (рис. 7). Судя по нему, древний скульптор нисколько не смущался тем, что величина рта Кроноса совершенно не соответствует размерам того предмета, который он собирается поглотить. Павсаний упоминает о скульптурном произведении Праксителя на ту же тему.


Рис.5. Мифы Греции. Уран. С античной лампы.

Рис.5. Мифы Греции. Уран. С античной лампы.


Спасши Юпитера, Рея скрыла его на острове Крит, на горе Иде, где нимфы кормили его медом, приносимым пчелами, и молоком козы Амалфеи, которую благодарный Юпитер, став властелином Вселенной, превратил в одно из небесных созвездий. Опасаясь, чтобы крики юного бога не достигли Кроноса и не открыли бы ему тайны, Рея заставила своих спутников — куретов плясать вокруг Юпитера, заглушая его крики ударами о щиты и шлемы. Этим как бы объясняется происхождение воинственных плясок.


Рис.6. Мифы Греции. Кронос пожирает своих детей. По композиции Флаксмена.

Рис.6. Мифы Греции. Кронос пожирает своих детей. По композиции Флаксмена.


Выбор вершины Олимпа как местопребывания богов объясняется тем, что древни греки считали эту гору самой высокой на свете, а так как они не могли себе представить богов вечно парящими в небесной высоте, то они и избрали эту гору, вершина которой, покрытая вечными снегами и окруженная облаками, казалась им недоступной. Вера в этот миф была поколеблена математиком Ксенагором, давшим в точных и определенных цифрах размеры этой горы. По небесному своду был проложен путь (Млечный Путь), по которому боги отправлялись на Олимп для торжественных собраний. Эти божественные собрания воспевались на разные лады поэтами.

Рис.7. Мифы Греции. Хитрость Реи. С античного барельефа. Рим, Капитолийский музей.

Рис.7. Мифы Греции. Хитрость Реи. С античного барельефа. Рим, Капитолийский музей.


Когда же учения философов поколебали веру в богов, сатирические писатели принялись их описывать в комическом виде. Художники не раз избирали их сюжетами для своих произведений. Пракситель изваял заседание двенадцати главных богов для храма Дианы в Мегаре. Рубенс написал на эту тему прекрасную картину, находящуюся в Мадридском музее. В Лувре также находится картина, изображающая торжественное заседание на Олимпе, с аллегорическими намеками на царствование Марии Медичи. Юпитер сидит на своем троне, Юнона запрягает к шару, изображающему Францию, голубей — эмблему нежности и доброты — и поручает править ими Амуру, подле которого стоят Мир и Согласие. Аполлон своими стрелами, Минерва своим копьем и Марс стараются изгнать Распрю, Зависть, Ненависть и Обман — этих врагов общественного благополучия и благосостояния. По желанию герцога Орлеанского Куапель написал для Пале-Рояля плафон «Собрание богов на Олимпе» и изобразил под видом нимф и богинь всех придворных красавиц, придав им соответствующие атрибуты.


Многие произведения искусства изображают Юпитера в младеньчестве. Древний барельеф (в Капитолийском музее) изображает Юпитера ребенком рядом с кормилицей — козой Амалфеей. Рея сидит подле нее, а два курета пляшут перед ними, ударяя мечами о шлемы (рис. 8). Сюжет этот часто повторяется на древних терракотовых вазах.

Рис.8. Мифы Греции. Юпитер и куреты. С античного барельефа. Рим, Капитолийский музей.

Рис.8. Мифы Греции. Юпитер и куреты. С античного барельефа. Рим, Капитолийский музей.


Художники новых веков помещали в своих картинах, изображающих этот миф, еще сатиров, и фавнов, неизменных спутников нимф. На картине Йорданса Юпитер изображён толстым краснощеким ребенком; он держит в руках соску; сатир забавляет его музыкой, в то время как нимфа, обладающая роскошными формами, доит козу Амалфею. Пуссен, вдохновившись тем же сюжетом, трактует его несколько иначе: у него сатир доит козу, улыбаясь ребенку, Юпитеру, которого поит молоком нимфа, тогда как другая нимфа вынимает мед из улья; вокруг нее летают пчелы.




1 2 3 4